Логотип фирмы 'МакРаф' Кнопка Вверх Я - 27%

English


Храм Непорочного Зачатья Пресвятой девы Марии (Москва).
Логотип фирмы 'МакРаф'
Храм Святой Екатерины Александрийской (Санкт-Петербург).
Прозрачный разделитель

Католик: о Римско-католической церкви в вопросах и ответах (Внутреннее устройство базилики)

Горизонтальная линия

? Вопрос: Что такое церковь, храм, собор, капелла?

Прозрачный разделитель

! Ответ: Церковь (от греческого Κυριακη (οικια) – (дом) Господа), Храм – культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Прозрачный разделитель

Собор – особый статус христианского храма, присваиваемый, как правило, кафедральному храму, т. е. храму, в котором имеется епископская кафедра и где обычно служит епископ или храму, где ранее была епископская кафедра.

Прозрачный разделитель

Помимо собственно соборов существуют:

Прозрачный разделитель

Сокафедральный собор – здание, в котором находится вторая кафедра епархии, или второй собор епархии.

Прозрачный разделитель

Прокафедральный собор (про-собор, английский Pro-cathedral) – здание, временно выполняющее функции собора или второго собора.

Прозрачный разделитель

Малая базилика – почетный титул, даваемый папой некоторым важным соборам.

Прозрачный разделитель

Капелла (от позднелатинского capella, cappella уменьшительное от позднелат. сара (вид облачения католических священников, первоначально – плащ-накидка) – в католицизме термин, используемый для названия храмовых помещений нескольких типов:

Прозрачный разделитель
  • Домовая церковь в замках и дворцах для частных богослужений,
  • Отдельное помещение в интерьере больших храмов, имеющее собственное посвящение какому-либо святому, церковному празднику, чтимой иконе и др.
Горизонтальная линия

? Вопрос: Что такое костел и кирха?

Прозрачный разделитель

! Ответ: Костел (польский язык – kościół, белорусский язык – касцел, чешский язык – kostel, силезский язык – Kośćůł, словацкий язык – kostol, украинский язык – костел). Слово происходит от латинского castellum ("укрепление") и обозначает в вышеуказанных языках католический храм. В польском, словацком, украинском и белорусском языках слово "костел" не употребляется в отношении православных и греко-католических храмов. В чешском же языке используется в отношении церквей всех христианских конфессий.

Прозрачный разделитель

Кирха или кирка – слово, обычно используется для обозначения лютеранских храмов. Первоначальное значение в немецком языке – церковь, как таковая, во всех смыслах, как сообщество, так и здание, без какого-либо конфессионального различия.

Горизонтальная линия

? Вопрос: Что такое – часовня и чем она отличается от церкви?

Прозрачный разделитель

! Ответ: Часовня – небольшая христианская постройка без алтаря и престола. Название "часовня" происходит от слова "час", "часы". Часами называются краткие службы, совершающиеся в Православной и Католических Церквях. Час в древнерусском языке означало "время". Часовни сооружаются в местах, где похоронены подвижники веры, явления чудотворных икон, явления источников, в других аналогичных местах. В часовнях читаются молитвы и акафисты, совершаются молебны, верующие ставят свечи перед почитаемыми иконами и т. п. Литургия в часовне по общему правилу не совершается (за исключением крайних особых случаев). Кроме этого часовня не имеет статуса, настоятеля и штата духовенства. Для построения часовни в отличие от храма не требуется благословения правящего архиерея.

Горизонтальная линия

? Вопрос: Что такое базиликальный храм (крестообразный храм, базилика), крестово-купольный храм?

Прозрачный разделитель

! Ответ: Базиликальный и крестово-купольный храм – различные по типу строения христианские храмы.

Прозрачный разделитель

Базиликальный (от греческого βασιλική – царский дом) или крестообразный храм – христианский храм прямоугольной формы, который состоит из нечетного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов. В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф – обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса. Тип базилики – основной тип пространственной композиции продольных христианских храмов. Был первым типом построения христианских храмов.

Прозрачный разделитель

Крестово-купольный храм – вариант христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V-VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный храм, центр которого разделен 4 столбами на 9 ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом.

Горизонтальная линия

? Вопрос: Как устроена базилика?

Прозрачный разделитель

! Ответ: Все христианские храмы ориентированы строго по частям света с обязательным условием – алтарная часть обращена на восток. Внутреннее пространство храма в "поперечном сечении" напоминает крест, что обусловлено его первоначальным предназначением.

Прозрачный разделитель

Рассмотрим более подробно каждую часть базиликального храма (базилики).

Прозрачный разделитель
Схема базилики.
Прозрачный разделитель
  1. Атриум (внешний притвор),
  2. Нартекс (притвор),
  3. Колокольни,
  4. Главный неф,
  5. Боковые нефы,
  6. Поперечные нефы (трансепты),
  7. Средокрестие,
  8. Капеллы (приделы),
  9. Аспида,
  10. Венец капелл,
  11. Хор, Пресвитерий,
  12. Деамбулаторий.
Атриум, внешний притвор.
Прозрачный разделитель

Атриум, внешний притвор (греческий ἄτριον, латинский atrium, impluvium, pars aperta) – непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. В середине паперти устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки прежде, чем входили в церковь.

Прозрачный разделитель
Притвор.

Притвор – пристройка перед входом в храм (то же, что пронаос у греков, передняя проходная часть античного храма). Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом. Считается, что притвор произошел от латинского слова praetorium (в Древнем Риме площадка для претора, место для палатки полководца, позже – центральная площадь города, резиденция, загородный дом). Притвор обычно отличают от нартекса (от греческого νάρθηξ – ларчик, шкатулка), последний располагается с западной стороны и изнутри полностью открыт в основной объем храма.

Прозрачный разделитель

Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии, куда могли входить, кроме иудеев, также и язычники. В притвор христианского храма могли входить не только оглашенные и кающиеся, известные под именем слушающие, но и иудеи (по крайней мере с IV в.), еретики, раскольники и язычники, для слушания слова Божия и поучения. В древности в притворе устраивалась крещальня, то есть купель для крещения.

Прозрачный разделитель

Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведет несколько ступеней.

Прозрачный разделитель
Колокольня.
Прозрачный разделитель

Колокольня – башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма, в западноевропейской архитектуре часто называется итальянским словом "кампанила". Первые колокольни возводились отдельно, но временем ее стали воздвигать, объединив со зданием храма, над его главным входом. Позже появилось две башни: с обеих сторон притвора либо на концах боковых нефов, примыкающих к трансепту. Иногда башню располагали над пересечением продольного корпуса с трансептом, а иногда во всех этих местах одновременно. Таких храмов с множеством колоколен много в Нормандии, где небольшие церкви имеют три, большие соборы – пять, а некоторые – большее число башен. Так, в Реймсском соборе семь колоколен, а в Ланском – девять. Форма башен менялась во времени и зависела от местности и зодчих. Изначально колокольни были круглыми в плане. После они трансформировались в четырех- и восьмигранные, сужающиеся кверху. Обычно башня была в несколько ярусов, в каждом из которых делались отверстия для пропускания звука и света. Эти отверстия и окна обрамлялись двулопастнымы и трехлопастными арками и создавался трифорий, что было обычным явлением в романской архитектуре. В готических храмах осталась одна колокольня посередине главного фасада, или две – симметрично по обе стороны главного, западного фасада. Готические колокольни имеют в плане квадрат, состоят из нескольких этажей, постепенно суживающихся кверху. Высота этажа зависит от удаления от земли – чем дальше, тем выше. На каждой стороне каждого этажа имеется одночастное или двухчастное стрельчатое сложное окно. В позднем готическом стиле кровля становится сквозной, состоящей из каменных плотных узорных ребер с резными промежутками. Самый верх колокольни увенчивался либо крестом, либо фигурой петуха, которая является эмблемой христианского бодрствования, либо флероном или крестоцветом. В эпоху Возрождения колокольни утратили первенствующее значение в формировании силуэтов храмов, уступив главенство куполам. Колокольни стали возводить, как правило, в слиянии с храмом.

Прозрачный разделитель
Центральный неф. Боковые нефы.
Прозрачный разделитель

Неф (французский nef, от латинского navis – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. Деление интерьера на нефы рядом опор возникло в древнегреческих храмах. В древнеримской архитектуре из ряда параллельных нефов состояли интерьеры гражданских зданий – базилик. Начиная с IV века тип базилики был заимствован для христианских храмов, и неф становится распространенным элементом христианской архитектуры. На нефы делится как внутреннее пространство храмов-базилик, получивших широкое распространение в Средние века в Западной Европе в католической традиции, так и интерьеры многих крестово-купольных храмов, появившихся и получивших широкое распространение в архитектуре восточных христианских стран и Византии.

Прозрачный разделитель

В раннехристианских храмах могло быть 3 или 5 нефов (как правило, нечетное число), центральный неф был всегда шире и выше. В верхней части его стен делались освещающие интерьер окна. Нефы перекрывались плоским деревянным потолком. В Средние века нефы романских и готических соборов стали перекрываться каменными сводами. Средний неф делался, как правило, выше, но существовали церкви с нефами одинакового размера. Их интерьеры называются зальными, такие здания не являются, строго говоря, базиликами, но также состоят из ряда нефов. Деление интерьера на нефы сохранилось как распространенный прием и в эпохи Возрождения, барокко и классицизма.

Прозрачный разделитель
Поперечные нефы. Средокрестие.
Прозрачный разделитель

Кроме продольных неф существуют поперечные нефы (так называемые трансепты). В раннехристианских базиликах трансепт заканчивал здание со стороны алтаря. Позднее в базиликах трансепт переместился ближе к середине здания, образовав с центральным нефом крест. Средокрестие таких храмов может увенчиваться башней или куполом.

Прозрачный разделитель

В крестово-купольных храмах продольные и поперечные нефы могут быть одинаковой длины, образуя равноконечный крест. В некоторых центричных храмах нефы могут становиться слабо выраженными, что не всегда позволяет употреблять этот термин для описания интерьера крестово-купольного храма.

Горизонтальная линия

Придел (в православии), капелла (в католицизме) – либо специально выделенная часть основного здания храма, либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений.

Горизонтальная линия
Апсида.
Прозрачный разделитель

Апсида (от древнегреческого ἁψίς, родительный падеж ἁψῖδος – "свод"), абсида (от латинского absis - "за границей") – выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида, как правило, представляет собой алтарный выступ, ориентированный на восток. Вместе с тем, назначение апсид может быть и иным, утилитарным или декоративным. В западноевропейской архитектуре апсидой может называться аналогичная по форме часть внутреннего помещения храма, содержащая алтарную часть, хотя и не являющаяся внешним выступом.

Прозрачный разделитель
Венец капелл.

Венец капелл – ряд капелл, окружающих апсиду, исходящих лучами и отделенных от хора обходом.

Прозрачный разделитель
Хор.
Прозрачный разделитель

Хор (от греческого χορός – хор, групповой танец) – в раннехристианских храмах пространство перед главным престолом, где помещался хор певчих; позднее в западноевропейских странах хором стала называться вся восточная (алтарная) часть церковного здания, до апсиды. Таким образом, хор стал включать пресвитерий.

Прозрачный разделитель

Пресвитерий (пресбитерий, пресвитерия; от латинского presbyterium – "место для избранных", от древнегреческого πρεσβυτέριον – "собрание священников") – в западноевропейской (прежде всего, католической) церковной архитектуре пространство между нефом и алтарем (аналогом которого в восточных церквях является "престол") в восточной части храма. Название имеет тот смысл, что в пресвитерий могут заходить только пресвитеры (т.е. священники). В зависимости от времени и места может либо входить в хор (будучи его центральной или восточной частью), либо располагаться между хором и алтарем. После II Ватиканского собора в католических храмах алтарь располагается в пресвитерии.

Прозрачный разделитель
Деамбулаторий.
Прозрачный разделитель

Деамбулаторий (от латинского deambulo из латинского de - "за" и латинского ambulo – "хожу", или латинского ambio – "обхожу, хожу вокруг чего-либо") – полукруглая обходная галерея вокруг алтарной части храма, образованная продолжением боковых нефов; типичный элемент романской и готической храмовой архитектуры. По этой галерее поток людей не выходя из храма попадал к небольшим апсид-капеллам в восточной части храма – полукружие апсидиол в некоторых случаях обрамляло венцом деамбулаторий. В капеллах иногда размещались малые алтари, прихожане и паломники могли обозревать находящиеся там реликвии и поклоняться им. Деамбулатории в архитектуре появились в X-XI веках и в эпоху готики утвердились как типичный элемент пространственного деления церковных зданий. В новое время, отчасти ввиду снижения роли местного паломничества, деамбулатории начинают исчезать из храмовой архитектуры. Они сохраняются в церквях традиционной планировки, а также в наиболее значительных храмах, рассчитанных на массовое посещение.

Горизонтальная линия

Задавайте интересующие вас вопросы в письменном виде по адресам, и мы вместе найдем ответы на интересующие нас вопросы, ибо вера без знаний никогда не бывает крепка:

mr_katolik7@drmakraf, mr_katolik7@drmakraf.ru.

Горизонтальная линия

Внимание! Правообладатель сайта "Домашняя страница доктора Р.В. Макарова" заявляет, что опубликованные на сайте материалы не несут прямого или косвенного умысла к введению иностранными государствами или организациями санкций против России, Президента России, организаций или отдельных граждан; сайт не будет выполнять или поддерживать никакие подобные санкции в настоящем и будущем. Правообладатель сайта "Домашняя страница доктора Р.В. Макарова" запрещает использование опубликованных на сайте материалов для обоснования введения иностранными государствами или организациями санкций против России, Президента России, организаций или отдельных граждан.

Служба поддержки:

Рейтинг@Mail.ru
    Логотип фирмы 'МакРаф' Кнопка Вверх Я - 27%